четверг, 15 сентября 2011 г.

Что такое симфония?


Симфония (от греч. symphonía — созвучие, от sýn — вместе и phone — звук), музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром; один из важнейших жанров симфонической музыки. В отдельных симфониях привлекаются также хор и певцы-солисты. Создаются и симфонии для струнного оркестра, духового оркестра, оркестра народных инструментов и др. составов. Обычно симфония состоит из 4 частей: первая — в форме сонатного аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — менуэт или скерцо, четвёртая — финал, зачастую в рондо-образной форме, с использованием песенно-танцевальных тем симфонии — высшая форма инструментальной музыки, превосходящая все другие её формы по своим возможностям воплощения значительных идей и замыслов. Подобный смысл термин "симфонии" получили лишь в 18 в. В Древней Греции он означал определённые интервалы, инструменты, позднее в Западной Европе — консонанс, вообще музыку, пение. Лишь в 16 в. его стали применять к отдельным произведениям, первоначально вокально-инструментальным. Так, "Священные симфонии" Дж. Габриели (Италия, 16 — начало 17 вв.), Л. Хаслера и Г. Шюца (Германия, 17 в.) — крупные духовные вокально-инструментальные композиции. С начала 17 в. симфонией чаще называли инструментальные вступления — в сюите, кантате и особенно в опере. В подготовке классической симфонии важная роль принадлежит оркестровым вступлениям к операм (см. Увертюра), в частности венецианским и в особенности неаполитанским "оперным симфониям" (А. Скарлатти, Н. Порпора, Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини и др.). В них уже сложилось сопоставление частей в быстром, медленном и снова быстром движении, наметились черты сонатной формы в первой части. В 18 в. симфония отделилась от оперы и стала самостоятельным концертным жанром, впитавшим в себя элементы многих других жанров; в течение длительного времени она была близка дивертисменту и оркестровой серенаде. Значительный этап в формировании симфонии связан с деятельностью композиторов мангеймской школы; в области симфонии работали также итальянские, австрийские, французские композиторы. В середине 18 в. в состав симфонии вошёл менуэт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий